3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Благополучие будет всегда, если все, кто хочет и может работать, смогут найти работу.

Рассмотрим структуру занятости населения.

В области проживает 2 млн. 791 тыс. человек. Из них 1 млн.43 тыс.- дети до 18 лет и пенсионеры.

Из 1 млн. 748 тыс. человек трудоспособного населения 546 тысяч заняты на крупных и средних предприятиях, 129 тысяч в малом бизнесе, 316 тысяч в бюджетной сфере и государственном управлении, 99 тысяч — инвалиды. Студентов и учащихся дневных отделений около 100 тыс. человек.

Остается  558 тысяч человек, которых статистика «не видит». Это огромная армия людей, по численности – больше половины города Перми.

Где эти полмиллиона, кто они? Очевидно, здесь объединены очень разные группы людей.

Во-первых, это собственно безработные. По официальным данным, их всего 21 тысяча, однако низкий уровень официальной безработицы совершенно не отражает реальной картины. По оценкам международной организации труда, их в области более 100 тысяч.

Во-вторых, есть огромная группа людей, которые числятся как занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, что во многом является скрытой формой безработицы.

И наконец, надеемся, что среди этого полумиллиона  есть достаточно большая группа работающих, но, к сожалению, работающих без оформления трудовых отношений.

До сих пор целые ниши бизнеса остаются в теневой экономике. Это ремонт жилых и офисных помещений, лесозаготовка, неорганизованная торговля, бытовые услуги.

Все эти полмиллиона пользуются услугами социальной сферы, услугами инфраструктуры. Эти люди являются получателями субсидий из областного бюджета, не внося своего вклада в областную казну. Их издержки ложатся бременем на официальный бизнес. Учитывая, что расходы бюджета на одного жителя области составляют 12,5 тыс. рублей в год, общие затраты на эту категорию — около 7 млрд. рублей.

 Итак, у нас есть огромное число людей, полностью выпавших из системы официальных трудовых отношений.

Во многом причина такой ситуации в том, что созданные советской экономикой производства со своими рынками сбыта ушли в прошлое, выкинув в неизвестность рабочие кадры. Часть людей нашла свое место в новой экономической реальности, другая не сумела адаптироваться, деградировала, третья — ушла в тень.

Рассмотрим процессы, происходящие в нашей экономике, с точки зрения занятости людей.

Сектор, ориентированный на экспорт, – это топливно-энергетическая промышленность, химия и нефтехимия, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность. За последние 5 лет количество работающих сократилось на 22 %. Высвобождались большей частью кадры с высокой квалификацией, поэтому люди в основной массе нашли себе новые рабочие места. Предприятия этого сектора занимают свои ниши в мировом разделении труда, конкурируют на международных рынках. Их дальнейшее развитие предполагает рост производительности труда, и вследствие этого не просматриваются возможности создания новых рабочих мест.

Сектор государственных монополий – электроэнергетика, железная дорога, трубопроводный транспорт. Реструктуризация  естественных монополий, переход на рыночные механизмы хозяйствования потребует от них сокращения издержек. Увольнения людей в этом секторе неизбежны.

Сектор наших традиционных отраслей, ориентированных в большей степени на национальный рынок, – машиностроение, черная металлургия, легкая промышленность. Именно эта группа предприятий дала самые массовые увольнения в 90-е годы. После сокращения оборонного заказа эти предприятия в значительной мере потеряли свои рынки. И риски дальнейшей потери рынков, а следовательно, высвобождения людей стоят перед ними очень остро.

Резко возрастает конкуренция в сельскохозяйственном производстве, внедряются новые технологии. В последние годы идет процесс сокращения доли убыточных предприятий и роста числа предприятий прибыльных. Повышение производительности является единственно возможным способом выживания этой отрасли, что ведет к высвобождению людей. Переход к новым технологиям, например, в молочном животноводстве снизит потребность в рабочей силе в 3-4 раза. 

Аналогичная ситуация в лесозаготовке. Развитие этой отрасли возможно только при повышении эффективности. Применение современной техники  сокращает число занятых в 15-20 раз.

Неэффективность жилищно-коммунального хозяйства, наверное, ни у кого не вызывает сомнений. Приход в этот сектор частного бизнеса неминуемо приведет к более эффективному управлению и сокращению числа работающих.

Нерыночный сектор или сектор бюджетных услуг – госуправление, здравоохранение, образование. Мы можем сколь угодно долго замалчивать проблемы, существующие в этом секторе, можем продолжать принимать популистские решения, но этим мы только загоняем ситуацию в тупик. Это один из немногих секторов экономики, где численность занятых растет все последние годы. Но ситуацией недовольны все: население – качеством услуги, врачи – нищенской зарплатой. Развитие этого сектора пойдет в направлении повышения зарплат при одновременном сокращении занятости.

Позитивно оценивая процессы повышения роста производительности труда, внедрения новых технологий, мы видим, что существующая структура экономики региона выталкивает людей из системы занятости, старые рынки сокращаются и нет новых секторов, которые были бы в состоянии трудоустроить эту массу людей.

Самое непростительное в такой ситуации — делать вид, что ничего не происходит. Наша задача не замалчивать проблемы, а искать пути выхода.

Решить проблему занятости мы  сможем,  обеспечив экономический рост. Основные тезисы нашей экономической политики неизменны. Они были обозначены в прошлом году: поддержка инвестиций, развитие малого предпринимательства. Нам нужно, поддерживая существующий бизнес, который нас сегодня кормит, привлекать новых инвесторов – российских и иностранных.

Были времена, когда под инвестором понимали прежде всего того, кто владеет денежным ресурсом. Сегодня — относительный избыток инвестиционных денег и недостаток рынков сбыта. Производить качественный гипсокартон могут многие, но стабильно продавать его в огромных объемах могут только такие, как «Кнауф».

Нам нужны стратегические инвесторы, которые владеют новыми рынками сбыта.

Наверное, мы  не можем повлиять на мотивы, по которым  инвестор принимает решение разместить свое производство в России,  но если он уже принял такое решение, то мы должны сделать все, чтобы он разместился именно у нас. Мы должны постоянно присутствовать в информационном поле, следить за собственными рейтингами, отслеживать показатели, по которым  инвестор выбирает регион для своей деятельности, отслеживать действия успешных регионов-конкурентов, раньше других определять те сегменты рынка, в которые возможен приход внешних инвесторов.

Сегодня мы понимаем, по каким основным критериям инвесторы оценивают регионы, принимая решения об инвестициях:

  • Близость рынков сбыта. Вне всякого сомнения в части рынков сбыта, нацеленных на население, мы проигрываем центральной России, в первую очередь  Москве и Санкт-Петербургу, а также близких к ним городам-миллионникам, например Нижнему Новгороду.  Но мы расположены в географическом центре России. Поэтому развитие транспортной, в первую очередь автомобильной инфраструктуры, завершение строительства дорог на Киров, Ханты-Мансийск, Сыктывкар, реконструкция дорог на Екатеринбург, Уфу и Ижевск позволят говорить о нашей близости к рынку с численностью населения в 20 млн. человек.
  • Наличие производственной инфраструктуры. По этому показателю мы в выигрышном положении по сравнению со многими регионами. По электроэнергии мы энергоизбыточной регион с возможностью расширения генерирующих мощностей. Через нашу территорию проходят магистральные газопроводы, и благодаря относительной близости к местам добычи Газпром заинтересован увеличивать продажу газа на нашей территории.
  • Наличие рабочей силы. Сегодня мы уже обсудили, что формально у нас значительный избыток рабочей силы. Говорю формально, потому, что есть люди, которые сегодня не работают, но не факт, что все они хотят работать или имеют необходимые навыки. Сделать из этого полумиллиона жителей полмиллиона трудового ресурса, передать их бизнесу и получить взамен полмиллиона налогоплательщиков и есть наша задача.

В прошлом послании мы говорили о рычагах, которыми может пользоваться государство для поддержки бизнеса, и выделили ряд направлений. Сегодня мы можем их детализировать.

Первое – это расширение рынков сбыта продукции региональных производителей. В этом направлении необходимо лоббировать получение нашими предприятиями государственных и муниципальных  заказов, заказов государственных монополий,  понимая, однако, что с приходом рынка мы теряем этот рычаг. Необходимо выстраивать  отношения с другими регионами и странами с целью создания для нашего бизнеса наиболее комфортной среды на внешних рынках. Необходимо передавать на аутсорсинг бизнесу те функции, которые он может выполнить для государства.

Второе направление – сокращение издержек бизнеса. В том числе на обеспечение транспортной доступности до рынков сбыта, на подготовку квалифицированных трудовых ресурсов, на создание и содержание инфраструктуры. 

Мы готовы с учетом интересов бизнеса вкладывать бюджетные средства в инфраструктуру. Но при этом мы совместно с бизнесом должны понимать, какова будет отдача от таких решений, как и в какие сроки  эти средства вернутся в наш бюджет.

Третье – сокращение налогового и тарифного бремени. Существующая налоговая система не стимулирует развития бизнеса. В наихудшем положении оказываются предприятия, создающие легальные рабочие места. Для уменьшения налогового давления на фонд оплаты труда мы будем добиваться изменения федерального законодательства с целью снижения ставок единого социального налога и НДС.

Необходимо вернуться и к вопросу снижения налогового бремени на бизнес за счет тех ресурсов и возможностей, которые есть у региона. Сложно принимать решения по снижению собственных доходов. Но это самый реальный шаг, который мы можем сделать навстречу бизнесу. И сегодня лучшее время для принятия подобных решений.

Четвертое направление – поддержка инвестиционных проектов. И здесь наша задача – завершить начатое: создать единую для всех отраслей систему поддержки проектов.

Но только крупными проектами задачу диверсификации экономики и создания большого количества новых рабочих мест мы не решим.

Нам нужно готовить целые отрасли и рынки к приходу малого бизнеса: социальная  сфера, сфера услуг, ЖКХ. Необходимы государственные программы поддержки малого бизнеса в этих отраслях.

Все это невозможно без создания в регионе мощного предпринимательского слоя. Существующая сегодня ситуация не стимулирует людей к зарабатыванию денег собственной инициативой. Это не одобряется обществом, это трудно и рискованно. Мечта наших молодых талантливых ребят – попасть на работу в структуру естественных монополий или в банки. Зачем напрягаться и рисковать, когда можно иметь вполне приличные доходы? Наша задача – поднять престиж предпринимателя, дать яркие примеры успешных пермских бизнесменов.

Важным фактором является отношение государства и населения  к бизнесу, создание комфортной бизнес-среды.

Государство, областная власть, должно быть понятно бизнесу как с точки зрения прозрачности расходования тех средств, которые оно изымает из экономики, так и в плане предсказуемости своих действий.

Мы берем на себя обязательства по минимизации вмешательства областной власти в дела бизнеса и обращаемся с просьбой к муниципалитетам и федеральным структурам, их сотрудникам, в первую очередь к судебной власти и силовому блоку, не создавать не основанных на законе проблем налогоплательщикам. Мы просим всех жителей области уважительно относиться к тем, на чьи налоги живет и развивается регион.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: