4. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Вне всякого сомнения численность населения является одним из основных показателей потенциала региона, его весомости в стране, его значимости для инвесторов с точки зрения рынка сбыта.

В 2001 году численность населения Пермской области составила  2 млн. 950 тыс. человек. На эту дату мы были 15 – ми в России.  За четыре года мы потеряли более ста шестидесяти тысяч человек. Темпы падения численности населения выше, чем в Екатеринбурге, Казани, Уфе, Челябинске, Нижнем Новгороде, Ижевске. Если тенденция не изменится, то через пятнадцать лет нас будет меньше 2,5 миллионов, а уже в этом году Пермь может выйти из категории городов миллионников.

Причем, мы теряем население не только за счет низкой рождаемости и естественной смертности, но и за счет потерь трудоспособного возраста, за счет миграции, в первую очередь квалифицированной высокооплачиваемой рабочей силы. Обидно, но стоит признать, что среди успешных людей высока мотивация переезда в столицу.

Если мы всерьез заботимся о будущем, мы должны создавать условия для того, чтобы люди хотели жить в Пермской области. Первый критерий – это наличие работы, об этом уже было сказано.

Но кроме этого люди должны быть уверены, что полученное образование будет востребовано,  что им и их семьям в случае необходимости будет оказана квалифицированная медицинская помощь, что они и их близкие не станут жертвами преступников, что в результате честного труда можно достойно обеспечить свою старость.

Всего на цели, связанные с образованием, здравоохранением, социальной политикой, бюджетная система области расходует более 22 млрд. рублей.

Правительство планирует повысить минимальный размер оплаты труда к 2006 году до 1100 рублей. Это повлечет дополнительные расходы нашего бюджета на 3,5 млрд. рублей. Планируемое доведение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума это  – еще миллиарды рублей наших расходных обязательств. Мы должны создать условия, чтобы эти деньги тратились эффективно.  

Уже в этом году мы планируем начать масштабный переход системы здравоохранения на новые принципы функционирования, результатом которого станет реальное право человека на свободный выбор поликлиники, больницы, где он хотел бы лечиться, через свободу выбора страховой компании. В какую больницу человек пойдет за врачебной помощью, туда за ним пойдут и государственные деньги. Это обеспечит доступ к бюджетным ресурсам на конкурсной основе частным и негосударственным структурам, это откроет дорогу реальной конкуренции в сфере здравоохранения.

В результате, главным звеном в медицине должно стать первичное звено: поликлиника, участковый врач, семейный доктор. Мы планируем создать условия для существенного увеличении зарплаты именно в этом звене, чтобы поднять его престиж и привлечь хорошие кадры.

Проведенный анализ показывает, что среди причин смертности у мужчин в трудоспособном возрасте 53 % занимают травмы и отравления. Проблема не в том, что мало больниц и врачей, а в том, что люди много пьют. Мы проигрываем трудовые ресурсы – наше будущее – алкоголю, наркотикам. Очевидно, что вместе с активизацией работы правоохранительных органов необходимо сделать так, чтобы здоровый образ жизни был не тостом, а нормальной жизненной позицией для сотен тысяч наших сограждан.

Планируем и делаем это через создание альтернативных зависимостей у молодежи: строительные отряды, студенческие весны, КВН. Мы хотим, чтобы в результате этой работы те, кто должен прийти к нам на смену, были к этому готовы. Нам также предстоит большая работа по оптимизации и развитию спортивной инфраструктуры, потому что здоровый образ жизни немыслим без занятий физической культурой и спортом.  

Для нас также важно сохранить и приумножить богатые культурные традиции региона. Нам есть чем гордиться в этой сфере – это наши театры, музеи, культурные проекты федерального и международного уровней. Есть понимание, что необходимо двигаться дальше. Мы готовим решения по реконструкции театра оперы и балета, новый проект художественной галереи, международные и российские премьеры наших театров. При этом мы хотим, чтобы эти проекты были реализованы в течение ближайших трех лет.

Много уже говорилось о подушевом финансировании образования, но фактически до сегодняшнего дня по большинству расходных статей оно остается сметным, не стимулирующим к оптимизации расходов. Слаба конкуренция между образовательными учреждениями государственного и негосударственного секторов.

Хочу обратить внимание, что со следующего года в связи с реализацией муниципальной реформы весь принцип распределения средств между муниципалитетами меняется, они будут иметь самостоятельные источники доходов. А средства областного бюджета будут распределяться исключительно по подушевому принципу.

Все, что будет сэкономлено, останется в муниципалитетах. Те, кто оптимизировал систему образования и снизил расходы, легко пройдут такую реформу. Например, в Березниках расходы на образование в расчете на одного учащегося составляют 9,4 тыс. рублей, а в Еловском районе они сохранились на уровне 24 тыс. рублей год. Многие выиграют в результате муниципальной реформы, но ряд территорий окажутся в жестком кризисе.

На федеральном уровне осуществляется реформа высшего образования. Вузы – это  наш потенциал. Наша задача сохранить этот потенциал, совместно с ректорами вузов разработать стратегию повышения конкурентоспособности нашего высшего образования.

В сфере общественной безопасности нам также предстоит изменить принципы и финансировать результат, а не процесс, повышать техническую оснащенность милиции, привлекать к охране общественного порядка частные охранные агентства. Похоже, это предложение уже ни у кого не вызывает отторжения.

 Уже в этом году мы обязаны сбить уровень уличной преступности. В общественных местах люди должны почувствовать себя в безопасности.

Существенные изменения произойдут в сфере социальной защиты населения.

Мы должны поддерживать ту часть населения, которая по объективным причинам не может заботиться о себе. Тех, кто, отработав десятки лет, уже внес свой вклад в развитие области. Но мы сможем сделать это эффективно, лишь прекратив поддерживать тех, кто может, но не хочет работать. Тех, кто получает бюджетные услуги (медицинское обслуживание, субсидии на ЖКХ, муниципальные детские сады), но работает в теневом секторе экономики, не декларируя заработную плату и не уплачивая подоходный налог.

 В этом году мы монетизировали большинство льгот. Это был правильный шаг, люди получили деньги и сами решают, куда их потратить. Пока монетизация не коснулась оплаты услуг ЖКХ, но это нам рано или поздно предстоит сделать. Здесь мы должны учесть тот опыт, который уже наработан.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: