5. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Важнейшим фактором сохранения и развития человеческого потенциала является наличие достойных условий проживания человека и комфортной среды обитания.

Рассмотрим сегодняшний уровень обеспеченности края услугами инфраструктуры. Расположим на карте схему автомобильных дорог, электрических сетей, газификации, наложим на них схему населенных пунктов и увидим, что большинство населения проживает сегодня в крупных населенных пунктах с высоким уровнем обеспеченности дорогами, электричеством, природным газом.

Вот он – базовый каркас расселения Пермской области!

На основании этого каркаса можно прогнозировать возможные точки роста, то есть  города и населенные пункты, где потенциально будет развиваться экономика.

Мы не можем в административном порядке определять и назначать точки роста новой экономики. Перспективы развития населенных пунктов зависят как от экономических факторов,  так и от эффективности работы муниципальных властей. Областная власть будет поддерживать тех, кто начнет расти сам.

Должны измениться и наши подходы к софинансированию муниципального развития. Невозможно дальше размазывать бюджетные деньги ровным слоем по всем территориям. Надо финансировать только конкретные проекты, понимая, что на вложенный рубль идет отдача либо в виде созданных рабочих мест в точках роста, либо в виде снижения затрат на оказание бюджетных услуг.

Распределение населенных пунктов Пемского края по численности населения

Еще один вывод, вытекающий из анализа базового каркаса расселения. В Пермском крае три населенных пункта численностью свыше 100 тыс. человек. Это Пермь, Березники и Соликамск. В 26 населенных пунктах проживает 70% населения. 2700 населенных пунктов из четырех тысяч, расположенных в крае, имеют численность жителей менее 100 человек. В них проживает 65 тысяч человек, или 2,3 % жителей. 33 тысячи человек проживают на расстоянии далее 5 км от автомобильных и железных дорог.

Многие годы мы не можем обеспечить транспортную доступность по целому ряду поселений, обманывая людей обещаниями решить эти проблемы через год, три, пять.

Наряду с этим, мы тратим огромные средства на содержание нерациональной инфраструктуры, сложившейся в условиях социалистической экономики. За это платят все. Платит бизнес в тарифах. C каждым годом все большая и большая часть платы за нерациональное расселение перекладывается в стоимость тепла и электроэнергии на жителей.

Немалые деньги тратит и бюджет. Мы содержим нерациональную дорожную сеть. Мы субсидируем расходы на ЖКХ в тех населенных пунктах, где они непомерно высоки.

Мы, по сути, своими вложениями поддерживаем и консервируем действующую структуру расселения. Мы финансируем прошлое, а надо инвестировать в будущее.

Необходимо принимать все решения по созданию новых и содержанию существующих  сетей на основании расчетов и в честном диалоге с населением. Население должно знать правду, оно должно знать, что будет с их поселками и деревнями через 5-10 лет. Люди должны знать, что будет происходить с тарифами на тепло и электроэнергию в этих населенных пунктах, они должны знать, куда уходят деньги, выплаченные ими в тарифах.

При этом понимаем, что тем самым будем неизбежно стимулировать миграцию в направлении опорного каркаса расселения. Это объективный процесс, он идет давно, и, к сожалению, мы им не управляли.

Обращаю внимание, что изменение расселения не будет происходить в результате принятия административных решений. Просто человек, зная перспективы, должен сделать выбор: остаться в своем населенном пункте или менять место жительства. Нам же необходимо предусмотреть в областном и муниципальных бюджетах средства на такое переселение. В ряде случаев будут заинтересованы участвовать в этих программах и энергетики.

Следующие годы являются значимыми с точки зрения реформирования всей системы ЖКХ и реструктуризации естественных монополий. До сегодняшнего дня вся тяжесть выхода в рыночные отношения ложилась на потребителей: как на бизнес, так и на население. Так дальше продолжаться не может и не должно, и через участие в тарифном регулировании областная власть будет стоять на стороне потребителей и максимально жестко подходить к вопросам утверждения тарифов.

В зоне нашей прямой ответственности остается развитие опорного каркаса расселения региона и обеспечение межрегиональной интеграции. И здесь мы готовы сформулировать свое видение нашей задачи.

В первую очередь это дороги межрегионального сообщения :

— завершение строительства автодороги  Пермь — Полазна – Чусовой с направлением на Серов и Ханты-Мансийск;

— строительство за счет федеральных средств автодороги Кудымкар – Сыктывкар;

— замыкание краевой кольцевой автодороги на участке Кудымкар — Пожва – Березники;

— завершение строительства автодороги Юго-Камск – Крылово с последующим строительством автодороги Барда – Куеда для прямого транспортного коридора  Пермь – Уфа;

— строительство производственных автодорог Соликамск – Золотанка – Велс с перспективой строительства межрегиональной дороги на север Свердловской области;

— реконструкция за счет федерального бюджета автодорог Пермь – Краснокамск, Пермь – Бершеть с доведением их до уровня автострад,  обеспечивающих формирование агломерации Большая Пермь.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: