2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Ключевым фактором в конкуренции за население является наличие привлекательных рабочих мест и высокая заработная плата.  По показателю начисленной заработной платы мы вышли на первое место в Приволжском округе. Основой этого является стабильное развитие экономики.

Год назад мы говорили, что регион вступает в новую фазу инвестиционной активности. Это подтвердилось. Рост объемов инвестиций в основной капитал составил в прошлом году 115%, впервые за многие годы, опередив средний показатель по стране.  В этом году мы вправе рассчитывать на продолжение этой тенденции – по результатам первых пяти месяцев года рост инвестиций составил 122%, а физических объемов производства — 107%.

Динамика инвестиций в основной капитал

Рискну сделать еще один прогноз – мы не сможем долго удерживать эти темпы. Не сможем, если будем оставаться «закрытой» экономикой, которая пытается все сделать «сама». Не проводит активную экспансию в новые рыночные ниши, не создает новых продуктов и не привлекает внешние ресурсы: финансовые, интеллектуальные, управленческие.

Три года во главу региональной экономической политики мы ставили задачу создания условий для экономического роста. Пришло время расставить новые приоритеты и сконцентрировать усилия на точках роста – кластерах, которые будут определять лицо экономики региона через три, пять, десять лет.

Первая точка – развитие новой экономики, экономики управления. Ее основными носителями являются собственники и высшие менеджеры, она расположена там, где присутствуют центры управления корпораций.

К сожалению, большинство собственников крупных активов в крае не являются его резидентами.  Мало у нас и центров управления компаниями федерального уровня, а значит, мало  высших управленцев. Их надо привлекать. И поэтому создание условий для проживания профессиональных управленцев должно стать специализацией  края. Мы начали делать первые шаги: международный бакалавриат в образовании, медицинские частные клиники с европейским качеством услуг в здравоохранении, строительство действительно элитного жилья.

Несомненное  достижение последних лет – увеличение   числа рейсов на Москву и столь же несомненная неудача – отсутствие регулярного сообщения с соседними регионами. Прошу Правительство за год решить эту проблему.

Задача Правительства организовать  адресную работу с крупными корпорациями, используя все возможные каналы продвижения региона, включая открытие экономических и торговых представительств Пермского края в Москве и других деловых центрах.

Центры управления  ценны еще и тем, что ведут бизнес на принципах аутсорсинга основных управленческих услуг –  бухучета и финансов, маркетинга и работы с персоналом, информационных технологий и многих других.

Пока мировые и российские лидеры этих отраслей слабо представлены в крае. Мы должны убедить их, что с нашей территории возможно освоение соседних регионов, что мы сможем подготовить квалифицированные кадры и развить собственный рынок.

Образовательный кластер должен не только обеспечить «новую экономику» кадрами, но и стать самостоятельной отраслью. Для его развития мы можем опереться на наши конкурентные преимущества.

Два наших  вуза — Пермский государственный университет и Пермский государственный технический университет — выиграли федеральные гранты, получили импульс для развития.

Серьезные перспективы должны иметь и другие вузы. Необходимо обеспечить  развитие фармакадемии и Пермского филиала Высшей школы экономики. Они уже работают в конкурентной среде, имеют серьезный потенциал для обучения студентов других регионов и стран.

Предлагаю передать  Высшей школе экономики необходимые для ее развития  учебные здания, создать у нас отделение магистратуры.

В течение двух лет мы достроим учебный корпус фармакадемии, строительство которого началось  пятнадцать лет назад.

Целесообразно разработать проект университетского городка, в котором предусмотреть строительство новых учебных зданий и студенческих общежитий.

Считаю важным предложить всем вузам региона провести публичное обсуждение и защиту своих стратегий развития. Именно эти стратегии будут основой для принятия решений об их поддержке краевой властью.

Другой кластер «новой экономики» — современное здравоохранение и индустрия здорового образа жизни. Считаю возможным формировать его вокруг нескольких проектов.

Мы уже говорили о создании федеральных медицинских центров. Вокруг них бизнес должен сформировать комплекс реабилитационных и оздоровительных услуг мирового уровня.

У нас есть все предпосылки для создания центра подготовки врачей для нужд высокотехнологических федеральных медицинских центров. Приглашаем инвесторов в проект строительства диагностического центра.

За счет краевого бюджета будет создан бизнес-инкубатор медицинских услуг, где на условиях, сопоставимых с муниципальными учреждениями, смогут арендовать площади вновь создаваемые медицинские фирмы.

Предлагаю Правительству включить эти проекты в концепцию развития кластера, которую прошу представить до конца года.

Огромный потенциал роста для региона в отрасли транспорта и логистики. Даже самые скромные прогнозы показывают рост грузооборота на 30-40% в пятилетней перспективе. Как привлечь транзит, встроиться в новые транспортные коридоры? Как использовать наше конкурентное преимущество – возможность речных перевозок?

Задача Правительства – дать ответы на эти вопросы в концепции развития транспортно-логистического кластера на территории края.

Это наше видение развития новой экономики.

Но границы между новой и традиционной экономикой нет. Как нет и противопоставления между ними. Новая экономика стимулирует развитие традиционных отраслей.

Сегодня в руках региональной власти сконцентрированы практически все полномочия по ведению лесного хозяйства. Тем самым сформированы предпосылки для развития кластера лесной и деревообрабатывающей промышленности. Считаю реальным удвоение объемов производства в отрасли за четыре года. Для этого необходимо решить несколько задач.

Министерству природных ресурсов края до конца года выставить на аукционы  участки с объемом лесосеки не менее 700 тысяч кубометров древесины. Начиная с 2008 года, ежегодный объем выделяемой лесосеки должен быть не менее 1,5 миллиона кубометров.

Прошу Правительство обеспечить безусловную реализацию краевого проекта «Лесные дороги», завершить работу по привлечению инвесторов на подготовленные площадки в поселке Сарс, в Яйве, Добрянке, Кудымкаре. Подготовить еще не менее трех площадок в Коми-Пермяцком округе и столько же на остальной территории края. Инвесторами должны стать стратегические производители бумаги, фанеры, мебели, строительных материалов, деревянных домов.

Правительство уже ведет работу по формированию  программы развития этого кластера. Прошу представить эту концепцию на публичное обсуждение в течение месяца. Цель для кластера – 30 миллиардов рублей инвестиций за три года.

Многие предприятия наших традиционных отраслей находятся на пике спроса на свою продукцию. Но можно сказать и по-другому — на пределе существующих возможностей производства или ресурса.

Ставлю задачу  Министерству промышленности, инноваций и науки сформировать систему работы с предприятиями, взять на контроль с целью обеспечения поддержки каждый инвестиционный проект  с объемом инвестиций от 100 миллионов рублей.

Одна из проблем для всех кластеров – кадры. Мы должны принципиально изменить систему формирования и финансирования госзаказа в начальном и среднем профессиональном образовании.  Предлагаю Правительству запустить механизм сертификатов, позволяющих бизнесу направлять абитуриентов на обучение за счет краевых средств.

Продолжая идеологию кластерного подхода, скажу еще об одной значимой отрасли традиционной экономики – агропромышленном комплексе.

В 2006 году 11 проектов в отрасли молочного животноводства получили поддержку из краевого бюджета на сумму около 500 миллионов рублей. Уже в 2007 году мы видим эффект  —  производство мяса и молока в сельхозорганизациях выросло за полугодие более чем на 4 процента.

В ближайшие два года планируется ввести еще не менее 10 крупных животноводческих комплексов и перерабатывающих производств.

Считаю принципиально важным расширить полномочия муниципалитетов по поддержке сельхозпроизводства. Предлагаю Минсельхозу с 2008 года передать  муниципалитетам средства программы АПК в объеме 500 миллионов рублей.

Перспективная тема – малый бизнес. Думаю, мы создаем в крае исключительные условия для его развития. Я имею в виду наши решения о размещении заказов в сфере здравоохранения и образования, жилищно-коммунального хозяйства.

Мы должны стимулировать заказы крупного бизнеса и государственного сектора малым предприятиям. В каждом кластере должна возникать площадка, на которой создаются условия для начального этапа становления предпринимателя – бизнес-инкубатор.

Прошу Правительство до 1 ноября внести в Законодательное собрание проект нового краевого закона о поддержке малого и среднего  предпринимательства и проект краевой программы.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: