Амбиции многослойного города

В Пермском крае начали создавать инновационный центр. Инициатором проекта выступила региональная власть.

Сегодня в России происходит формирование национальной инновационной системы. Реализуются масштабные проекты создания университетской среды мирового уровня. Поэтому вполне естественно, что одновременно с федеральными проектами регионы строят свою систему «поддержки мозгов». В Пермском крае сделаны первые шаги, накапливается опыт, которым я и хочу поделиться.

Инновационный университет

Основой инновационного кластера всегда был мощный исследовательский университет, который позволял сотрудникам коммерчески развивать свои идеи. Определяющими были тесные связи между вузом и бизнесом, студентами и венчурными фондами.

Два пермских университета — технический и «классический» — стали национальными исследовательскими. Таким образом, федеральный центр подтвердил, что вокруг этих вузов может развиваться новая экономика, и выделил на это финансирование. В Пермском крае работает филиал Высшей школы экономики, которая также является национальным исследовательским университетом. Эти три вуза, в первую очередь вуз технического профиля, могут претендовать на развитие вокруг себя инновационных кластеров.

Создание научных школ

Статус национального исследовательского университета — только оболочка, которую надо наполнять инновационным содержанием. Главное в университете — сильные научные школы. Важно правильно определиться с тем, какие научные школы следует поддержать или создать заново за счет региональных и выделяемых федеральным центром ресурсов.

Основной проблемой остается отсутствие интереса у молодого поколения к тому, чтобы связать свою жизнь с наукой. Прежде всего это вызвано низким уровнем доходов сотрудников университетов и невысоким престижем научной карьеры.

С 2010 года в Пермском крае осуществляются ежемесячные дополнительные выплаты профессорам вузов в размере 30 тысяч рублей. Эти доплаты получают доктора наук, работающие в высших учебных заведениях, при наличии не менее пяти публикаций в журналах из списка ВАК, а также защищенной под их руководством кандидатской диссертации за последние пять лет. Сегодня еще рано говорить о результативности этой меры, но, по экспертным оценкам руководителей университетов, увеличилось число докторантов и защищенных кандидатских диссертаций, растет и число публикаций в научных журналах.

Чтобы не допустить застоя в научной среде и обеспечить перспективы молодым ученым, введена доплата в размере 15 тысяч рублей в месяц к пенсии докторов наук. Эта мера нацелена на омоложение научных кадров, на освобождение мест для ученых наиболее продуктивного возраста. Такая форма поддержки людей, посвятивших свою жизнь научным исследованиям и преподавательской деятельности, является также вполне справедливой социальной мерой.

Подобное материальное стимулирование вряд ли кардинально решит проблему создания и развития научных школ мирового уровня. Эта мера направлена на изменение общего фона в университетской среде, на создание базовых мотивов для работы профессорско-преподавательского состава. Лучшие, а значит, востребованные на рынке знаний ученые уже сегодня в состоянии хорошо зарабатывать. По итогам 2009 года 113 научно-педагогических работников Пермского государственного технического университета получили доход более миллиона рублей, в том числе 25 работников — более трех миллионов рублей. Речь идет об оплате преподавательской деятельности, включая региональные надбавки, работу по договорам с предприятиями, гранты и госконтракты в рамках федеральных целевых программ. Это небольшое число успешных ученых, это не слишком высокий уровень дохода, но это показатель начавшегося процесса. Истории успеха будут стимулировать к новым достижениям.

Привлечение же ученых с мировым именем предстоит осуществлять за счет средств, выделяемых федеральным правительством**. На этом пути есть ряд сложностей, например несоответствие горизонтов планирования у западной профессуры и у принимающей российской стороны. Такие проекты, как преподавание в российском университете, с именитыми учеными необходимо начинать обсуждать за два-три года до их старта. Весь ближайший период жизни у наиболее востребованных профессоров уже, как правило, распланирован, и эти планы нелегко подвергаются пересмотру.

Кроме этой чисто технической проблемы существует и содержательная. Самое главное для людей науки — среда общения. Ведущие ученые не могут себе позволить быть вне лучшей научной среды даже относительно короткий, измеряемый месяцами, период времени. Это значит, что задачу создания великого университета можно решить лишь создав эту среду, обеспечив концентрацию умов. По мнению Пола Грэма, основателя компании Yahoo!, создать великий университет таким образом можно в любом месте: «Профессоров привлекают хорошие коллеги. Поэтому если вы сможете разом набрать значительное количество выдающихся молодых исследователей, вы сможете создать первоклассный университет на пустом месте. Для этого вам потребуется на удивление мало денег. Если вы разово заплатите при приеме на работу 200 людям бонус в размере трех миллионов долларов, то получите коллектив, который сможет тягаться с лучшей мировой профессурой. С этого момента цепная реакция должна стать самоподдерживающейся. Поэтому, сколько бы ни стоило создать посредственный университет, за дополнительные полмиллиарда или около того вы получите выдающийся университет».

Из этого эмоционального высказывания можно судить о масштабах проекта, позволяющего создать среду общения, основу великого университета. В любом случае по российским меркам это достаточно серьезные финансовые вложения, в разы превосходящие расходную часть среднего российского университета. Кроме того, это означает создание диспропорций в оплате приглашенной и уже работающей профессуры.

Взаимодействие с зарубежными университетами

Сколько бы мы ни пригласили зарубежных ученых, это может не дать результата в отсутствие собственной заинтересованной научной среды.

Основная проблема региональных российских университетов, возможно, заключается в том, что их научные работники не ориентируются на мировом рынке знаний. Знание, как любой товар, — это баланс спроса и предложения. Понимание, кто является заказчиком, а кто — конкурентом, дает ученому возможность правильно определить перспективность научной проблематики.

По мнению пермских ученых, которые начали работать за рубежом, залог успеха — востребованная исследовательская тема. «Пусть русские в космос летают, а мы будем искать секрет вечной жизни», — шутят при личном общении американские ученые. Помочь ученым сориентироваться на рынке знаний может государство, создав условия для общения даже не в формате «университет-университет», а формате «профессор-профессор». Для стимулирования такого общения государства используют систему грантов. Например, в 2010 году правительство Соединенных Штатов Америки учредило грант на совместную научную деятельность американских и российских исследовательских университетов. Для российских региональных вузов это пока сложный формат работы просто в силу новизны. Американские университеты если и стремятся работать в этом формате, то скорее с самыми известными московскими вузами, а не с региональными.

Попытки участия пермских университетов в грантовой программе департамента образования США продемонстрировали разницу управленческих форматов подготовки исследовательских проектов. В российских университетах инициатива, как правило, исходит от руководства. В американских руководство подключается к проекту лишь в случае явной заинтересованности и наличия серьезной предварительной проработки материала со стороны исследователя — потенциального получателя гранта.

Для массового участия российских ученых в подобных проектах необходимо, чтобы появились истории успеха. В научной среде должны начать кристаллизоваться точки роста в виде научных школ, которые благодаря собственной инициативе получили существенные материальные и нематериальные выгоды. Возможно, для появления этих точек роста будет правильным организовывать региональные грантовые проекты, стимулирующие совместную работу с зарубежными учеными.

Конкуренция за абитуриентов

Следующий шаг — привлечение в вузы лучших абитуриентов, способных и желающих учиться, стремящихся стать великими. Сегодня пермские вузы проигрывают конкуренцию за лучших абитуриентов. Самые талантливые представители молодого поколения, на подготовку которых потрачены и ресурсы, и время, уезжают учиться в столичные университеты или за рубеж.

В силу демографической ситуации конкуренция за абитуриентов возрастает (см. таблицу), и проигрыш в ней означает не только отсутствие у региональных университетов будущего, но и постепенную деградацию региона. Если лучшие уезжают, значит, они не видят перспектив развития. Эта тенденция может приобрести необратимый характер.

Надо создавать условия для того, чтобы талантливая молодежь желала учиться в регионе. Основное условие — имидж университета, его значимость в общественном сознании, концентрация успешных студентов и известных научных школ.

Получение статуса национального исследовательского университета — шаг и в этом направлении. Не у всех одаренных детей легко решается вопрос с проживанием в другом городе, поэтому размер стипендии будет дополнительным аргументом в пользу учебы в Перми. С начала нового учебного года установлены краевые стипендии в размере 5 тысяч рублей в месяц для студентов с результатом ЕГЭ более 225 баллов.

Высшие учебные заведения, участвующие в этом проекте, обеспечат иногородних студентов местами в общежитиях. Предусмотрено получение бакалаврских степеней не за четыре, а за три года, ведь для успешных людей время является основным и невосполнимым ресурсом для достижения намеченных целей.

Несмотря на общероссийскую тенденцию сокращения количества школьников, сдающих ЕГЭ, число получивших 225 баллов по трем предметам в 2010 году в Пермском крае осталось сопоставимым с предыдущим годом — 840 человек (в 2009 году — 843 человека). Число поступивших с таким баллом в пермские университеты возросло с 534 до 609. Представляет интерес выбор будущих специальностей лучшими выпускниками школ (см. график).

Сложившийся за последние десятилетия стереотип сохраняется: по-прежнему популярными остаются экономика, менеджмент и право. Вполне соответствует желаемому инновационному развитию страны стремление большой части лучших абитуриентов получить образование в сфере информатики, медицины и фармакологии, а вот низкий интерес к физике, биологии и инженерным специальностям ставит под вопрос развитие в направлениях, которые в мире считаются наиболее перспективными.

C целью создания мотивов к обучению на магистерских специальностях пермских университетов планируется профинансировать обучение за рубежом по программам получения двойных дипломов 100 лучшим магистрам. В краевом бюджете на 2011 год зарезервированы необходимые средства, проведены переговоры с потенциальными университетами-партнерами. В ряде случаев зарубежные вузы снизили стоимость обучения для пермских студентов либо даже сделали его бесплатным. Кроме того, обсуждается вариант направления на обучение в пермские университеты магистров этих вузов.

Перечисленные меры недостаточны для тех, кто намерен получить лучшее в мире образование, но кого-то мы сумеем задержать на некоторое время на территории края, а создав концентрацию интеллекта, повысим привлекательность университетов.

«Пиджаки» и «ботаники»

Университет — необходимое, но не достаточное условие для создания инновационного кластера, который существует за счет концентрации двух типов людей: «ботаников» и «пиджаков». «Ботаники» — одержимые деятели науки, готовые коммерциализировать свои знания и стремящиеся разбогатеть этим путем. «Пиджаки» — это те, кто финансирует проекты «ботаников». Часто «пиджаки» — это успешные в прошлом «ботаники», реализовавшие свой стартап и находящиеся в поиске новых прорывных идей.

Организовать концентрацию «ботаников» легче, чем привлечь «пиджаков». Создать хороший университет легче, чем запустить работу инновационного кластера. Для первого нужны только ученые, для второго — контакт ученых с венчурным капиталом. Проблема заключается в том, что у нас нет или чрезвычайно мало людей, которые заработали приличное состояние на внедрении своих научных разработок.

Создатель Yahoo! Пол Грэм нарисовал картинку города, который «ботаники» и «пиджаки» считают привлекательным для проживания. Это город «с сохранившимися старыми кварталами и высокоплотной застройкой, город с либеральным духом, то есть уважающий необычные идеи и нестандартных людей, город, признающий индивидуальность, город, где люди улыбаются».

Высокоплотная застройка в Перми, несмотря на многочисленные дискуссии, предусмотрена новым мастер-планом города, разработанным европейскими специалистами под руководством профессора Высшей технической школы Цюриха Кееса Кристиаанса. На протяжении своей социалистической истории Пермь, как и все советские промышленные города, развивалась вширь, осваивала новые территории и вытягивалась вдоль реки, гордясь, что вот-вот станет самым большим по площади городом в стране. Методологически этот процесс остановлен, практически на создание высокоплотного центра, «собирание» города уйдут десятилетия. Однако Пермь уже признала главную ошибку градопланирования. Другие города, находясь под влиянием традиционных представлений, проблемы не признают и гордятся, что продолжают строить новые типовые микрорайоны.

Если верить взгляду со стороны, я имею в виду экономиста Ирину Стародубровскую, то пермская «экономика не единственное, чем может гордиться город. В среде интеллигенции у Перми давно уже сложился имидж центра демократических свобод, столицы гражданского общества». «Структура экономики Перми как тяжелопромышленная, оборонная, создала некую ауру городской среды. Ее не в малой степени и очень позитивно нарушило исторически печальное событие — эвакуация многих питерцев в Пермь, создавшая уникальный градус культуры и внутренней интеллигентской среды. Этот многослойный город уникален, наверху супермобильное, суперадаптивное население, а внизу очень пролетарская основа — тяжелая для модернизации, плохо объединяющаяся в микросоциумы, без которых города нет. И абсолютно равнодушная к городской среде», — считает директор региональной программы Независимого института социальной политики, доктор географических наук Наталья Зубаревич.

Пол Грэм не верит в возможность создания новых городов в старых промышленных центрах: «Попытка развернуть развитие угасающего индустриального города, например Детройта или Филадельфии, путем стимулирования развития стартапов, обречена на провал. Эти города слишком долго двигались в неверном направлении. Гораздо лучше начать с чистого листа в маленьком городе. Или еще лучше в городе, в который уже стекается молодежь».

Если исходить из этой позиции, то надо либо сдаться на старте и забыть про саму возможность инновационного развития, либо сделать город привлекательным для молодых креативных людей, которые ищут возможности самореализации и ощущения «кипящей жизни» в городе. Человек — и это правильно — не хочет жить в грязи и разрухе. Более того, ему важно понимать, что его жизнь не пропадает зря, что он находится в гуще ярких событий, что у него есть выбор, как распорядиться своим временем, то есть своей жизнью.

Создание новой, креативной атмосферы в городе и регионе, изменение структуры населения — это длительный процесс, основанный на создании мотивов для развития людей творческих. Запустить этот процесс в Пермском крае призваны проекты с амбициозными названиями «Пермь — культурная столица Европы» и «Генофонд края». Это две большие темы, которые здесь я считаю возможным лишь упомянуть.

Будем мини-конкурентами

Нигде в мире не удавалось создать инновационный кластер прямыми решениями государства, взаимодействие науки и бизнеса всегда начиналось спонтанно. К сожалению, в нашем случае нет другого пути, кроме активной госполитики. Остается надеяться, что одновременно с действиями государства в экономике и университетской среде будет происходить нечто, что создаст основу для формирования инновационных кластеров.

Необходимо параллельно запускать несколько процессов, таких как генерация инновационных идей в университетах, совершенствование городской среды, стимулирование заказов промышленных предприятий на технологические изобретения, формирование инновационной инфраструктуры, в рамках которой будут действовать бизнес-инкубаторы, организации, предоставляющие микрофинансирование, и другие институты, например центр развития дизайна.

Успех инновационного развития в Пермском крае во многом зависит от того, удастся ли региону попасть в федеральные тренды, стать интересным федеральному центру с точки зрения размещения инновационных проектов. В этом плане у нас неплохой стартовый потенциал. По показателям качества управления Пермский край уверенно входит, по оценке Минрегиона, в перечень наиболее эффективных. Нам доверяют, с нами готовы работать. Этот ка­питал мы должны рационально реинвестировать в новые проекты.

На федеральном уровне планируется строительство инновационного центра, прообраза города будущего. Будем стараться стать мини-конкурентом этого проекта, значительно меньшим по масштабам и уже в силу этого более эффективным.

Статья опубликована в журнале «Эксперт», №36, 2010
Реклама

комментария 4 to “Амбиции многослойного города”

  1. Lev Says:

    В коммент не влезает. Выложил на гугл.

    https://docs.google.com/document/edit?id=1KpkpES0VmpAsO_XfdRqTGLKd6lait_cjAsqEcO2OJgA&hl=en

  2. Lev Says:

    Только сообщите, пожалуйста, что прочитали/открылась ссылка.

  3. chirkunov Says:

    Прочитал, подумаю.

  4. Sokolov_MCK Says:

    Очень интересные мысли о том, что происходит в настоящее время с системой образования в регионе. Мне кажется образование и инновации неразрывные вещи.
    Некоторое время назад, занимаясь тематикой построения инновационного общества, я увидел утверждение одного крупного инвестиционного банка, что существуют 5 основных рычагов его создания: (1) макроэкономическая стабильность (инфляция, гос. долг), (2) макроэкономические условия (открытость экономики, уровень инвестиций), (3) технологические возможности (напр. проникновение телефонии и интернет), (4) человеческий капитал (ОБРАЗОВАНИЕ) и (5) политические условия (напр. уровень коррупции, соблюдение закона).
    Очень непросто выделить рычаги, по которым один регион может положительно выделиться из общей картины в стране. Возможно, ими являются 2-5, при этом региональная власть, по-моему, в состоянии напрямую реально повлиять лишь на 4 и 5.
    Говоря о 4, т.е. о человеческом факторе, скажу на правах человека много общающегося с бизнесом в разных регионах, голод кадров — колоссальный, причем особенно на уровне квалифицированных ИТР и младших менеджеров, т.е. молодые люди через 3-5 лет после окончания институтов. И чем больше талантливой молодежи будет в Перми учиться, тем больше ее потом останется и будет создавать привлекательный для инвестиций имидж региона.
    Что для этого нужно? Ни в коем случае не приуменьшая значимость стипендий и других форм финансовых поощрений, думаю, важнейшим фактором является общий будущий уровень дохода и престижности быть выпускником пермских институтов (посмотрите напр. на западные бизнес школы — все публикуют информацию о будущем уровне доходов выпускников, сравнивая себя с другими). С учетом наших особенностей, это может быть не прямая финансовая информация о доходах, а сведения о реально занимаемых управленческих позициях выпускниками в бизнесе и гос. органах, информация об участиях института и его выпускников в международных программах и другие факты, повышающие престижность института. Причем старшая школа и специализированные издания для выпускников школ могут стать потенциальным местом для проведения такой агитации.
    Помимо создания правильного имиджа местных институтов, администрация должна прикладывать усилия для создания возможностей лучшим выпускникам школ приехать учиться в регион (т.н. enablers), поэтому обеспечение жильем, упоминаемое в статье, является важнейшим правильным шагом (думаю много более важным, чем дополнительная стипендия, ведь заработать несколько тыс. руб. когда тебе 18 лет можно всегда разовыми подработками).
    Итак, общий уровень будущего дохода / престижность быть выпускником конкретного регионального ВУЗа и возможность где-то жить, по-моему, являются ключевыми факторами, определяющими выбор выпускников и власти важно сосредоточиться на их грамотном использовании. Это позволит региону в рамках своих возможностей создавать условия регионального инновационного развития, задействуя один из пяти упомянутых выше рычагов, и тем самым усиливать свои позиции в конкуренции с другими регионами страны.
    Удачи!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: