СОВЕТЫ ПОСТОРОННЕГО

Когда-то несколько лет назад после одной из выборных кампаний сделал я для себя некие заметки. Сегодня я решил их опубликовать с небольшими редакционными корректировками. Разумеется, они не заинтересуют профессионалов — выборные технологии за это время ушли далеко вперед. Но я буду рад, если мои наброски уберегут хоть от каких-то ошибок тех, кто сегодня пытается прийти в «большую политику».

Главный совет кандидату

 Убежден, что любой вновь вступающий в борьбу потенциальный политик до конца не знает, для чего ему лично все это надо. Личные амбиции — дело хорошее.

До начала предвыборной кампании следует ответить себе на несколько вопросов.

Готовы ли вы к тому, чтобы ваши личные тайны стали предметом широкого обсуждения?

Готова ли ваша семья узнать об этих тайнах в изложении ваших противников?

Готовы ли вы к тому, чтобы пережить прямую клевету и доставить боль близким, потому что даже они могут начать сомневаться в вашей честности?

Понимаете ли вы, что вас как кандидата, а потом как избранника народа этот народ будет ненавидеть, если вы, конечно, собираетесь хоть что-то делать в его же интересах?

Понимаете ли вы, что оценивать вас будут не по вашим делам?

Основное, что надо решить для себя окончательно: какую цену ты готов заплатить за депутатский мандат. Бросьте на одну чашу весов свое желание быть избранным, а на другую — высокую вероятность купания в дерьме. Очень полезно в тренировочном плане посмотреть программу Доренко и поставить себя на место Лужкова, Примакова, Скуратова.

Но и это еще не все «прелести» политики… Не думай, что после избрания тебя будут уважать. Увы, но гордиться будет нечем — в одиночку ничего не исправишь. А отвечать будешь за общие ошибки. И в том, что страна валится в пропасть, будет уже и твоя вина. Об этом когда-нибудь напомнят вашему сыну или внуку, даже если пока их у вас и нет. Как вы думаете, через десять лет внуки нынешнего Президента будут гордиться своим дедом? Ах, вы исключение! Ну-ну.

Никто не может дать универсальный совет о том, как победить на выборах. Я могу дать совет о том, как не проиграть на выборах. И это уже много. Единственный надежный способ не проиграть на выборах — это в них не участвовать. Хотя, в общем, кто-то должен нести и этот крест…

Советы руководителю предвыборной кампании

 Никогда не работайте с кандидатами из своего близкого окружения, если отношения с этими людьми для вас дороги или значимы. В случае вашей общей победы — это будет победа вашего кандидата. С этого момента он начнет ревностно к вам относиться: не претендуете ли вы на часть его успеха. Исключения бывают, но они редки. В случае же проигрыша в его глазах это будет именно ваш проигрыш, который он вам никогда не простит. Вы несете ответственность за исход выборов. Вы и только вы отвечаете за их результат. Если ваш кандидат в чем-то слаб, то именно вы должны были это понять еще на старте, исправить или не браться за эту работу вообще.

Помните, что все личные негативные последствия кампании, в том числе вызванные вашим решением, навсегда останутся в памяти кандидата и его семьи. Ему с этим идти дальше по жизни. Так что при любом исходе выборов вы потеряете больше, чем приобретете. По этой причине лучше работать только с людьми, не связанными с вами по жизни или по работе, и только за деньги, понимая при этом, что вы легко расстанетесь со своим кандидатом сразу после выборов. Или же вы работаете, когда просто нет другого выхода.

Итак, вы приняли решение и взвалили на себя груз ответственности за организацию и проведение избирательной кампании. Теперь вам надо решить всего две задачи — сделать вашего кандидата узнаваемым и создать ему позитивный образ.

Узнаваемость — задача сложная. Каждый начинающий амбициозный политик убежден, что «народ его знает». На самом деле народу наплевать на всех политиков, в том числе на вашего. Высшая оценка вашей работы по узнаваемости — если о вашем кандидате начнут говорить в курилках на работе и дома на кухне. Ищите тему!

Позитивный образ и настроение проголосовать «за» — дело достаточно тонкое. Общественное мнение подобно маятнику — и это очень похоже на правду. Важно понять законы этого колебания. К выборам — не раньше, не позже — маятник должен быть на стороне вашего кандидата. Уже завтра он может качнуться в другую сторону. Но это уже не страшно. А вот если же в день выборов он на стороне конкурента, — можете сколько угодно себя утешать, что это случайность или несправедливость.

Постарайтесь понять, на какого избирателя вы делаете ставку. Это дается анализом состава избирательного округа и результатами явки отдельных категорий на предыдущие выборы. Ставка на молодежь, как правило, бессмысленна, они не голосуют. Голосуют пенсионеры. В нашем государстве политиков избирают пенсионеры.

Особую опасность представляют закрытые избирательные участки: военные училища, следственные изоляторы, госпитали, больницы и т. п. Стопроцентная явка и непредсказуемое влияние администрации. Где-то первое лицо призвало голосовать «за», и все так и сделали, а где-то протестное голосование — все в ответ проголосовали «против».

Внимательно слушайте всю критику в свой адрес и не паникуйте. Нет гарантированных предвыборных шагов, все может повернуться на 180 градусов: негатив — в известность, позитив — в скуку. Слушайте критику, следите за опросами общественного мнения и старайтесь не совершать грубых ошибок. Пытайтесь понять массового избирателя. Попробуйте взглянуть на все события его глазами. Помощники в этом — социологический опрос и реакция избирателей на вашего кандидата при личных встречах. Очень важно, чтобы, уходя со встреч, вы чувствовали, что ваши собеседники стали вашими союзниками. Если этого понимания не произошло — значит, это не ваш избиратель. И необходимо либо менять тактику, либо делать ставку на другой социальный слой, либо сходить с дистанции.

Вы выбрали социальный слой, на который вы делаете ставку, определили, что хотите вложить им в голову о своем кандидате. Осталось решить, как это сделать. Это каналы доведения информации, к каковым относятся пресса, радио, телевидение, почтовая рассылка, наглядная агитация, личные встречи, телефонные звонки, акции «от двери к двери»: каждый из каналов имеет свою аудиторию, свои плюсы и минусы.

Поговорим о средствах массовой информации. При работе с ними следует понимать, что каждое из них отличается от другого, в первую очередь, тем, кто является их читателем, слушателем или зрителем.

Для выборов нужна «тяжелая артиллерия». Пресса, которая рассчитана на наиболее массовый слой ваших избирателей, как правило, пенсионеров. Важен либо высокий тираж, либо значимость. Уважаемые газеты проходят через несколько рук, их читают целыми коллективами на работе, потом еще и домой забирают.

Следует учитывать, что популярность газеты — это не тираж, указанный на обороте.

И еще. Самое главное в работе со СМИ — никогда не обижайтесь на журналистов, даже за клевету. Каждый зарабатывает на жизнь, как может. Для журналистов-негативистов это способ существования, хлеб насущный. Если обидно, что про вас пишется откровенная чушь, успокойте себя тем, что будь журналист поумнее, он написал бы этот же материал более профессионально и более сильно. А вообще, про каждого человека есть что написать плохого. Так пусть уж лучше пишут плохо о плохом, чем хорошо о плохом. Если вас ненавидят, любить вы себя все равно не заставите. Да и за что вас любить? Вы же баллотируетесь на выборах! И еще. Всегда приятно читать о себе плохое в газете с высокими расценками, малым тиражом и значительным возвратом этого тиража из продажи. Это значит, что ваши конкуренты в очередной раз неэффективно потратили свои деньги.

Вопросы безопасности. Лишь несколько тривиальных советов. Служебные совещания проводите в помещениях, куда ограничен допуск посторонних. Средства подслушивания так называемого негласного слухового контроля настолько дешевы и эффективны, что достаточно нескольких секунд для установки микрофона в вашем помещении.

Избегайте помощи неизвестных вам добровольцев. Навредить они могут более эффективно, чем принести пользы.

Строго соблюдайте законы. Один завалявшийся или подброшенный патрон от мелкокалиберной винтовки может стать основанием для проведения всего оставшегося до выборов времени в следственном изоляторе, где, кстати, вы имеете право проголосовать за кандидата по ленинскому избирательному округу вне зависимости от своей прописки.

Аналогично и по любым видам наркотиков. Не надейтесь на лояльность или нейтралитет государственных органов, в том числе и органов правопорядка. Вы вступили в игру, в которой они могут играть не на вашей стороне. В этом случае игра принимает особую опасность и жесткость. Надо четко осознавать, что правового государства у нас не существует. Все, или почти все, продажно или кем-то контролируемо. Вся ваша надежда на неуправляемость государственных органов. Команда, данная сверху, либо исполняется спустя рукава, либо не исполняется вообще. Это единственная ваша гарантия от правового беспредела.

И последнее. Возможно, кому-то кажется, что главное — победить на выборах, и все проблемы позади. Увы, это только первый этап, за которым идут следующие, со своими более сложными правилами игры.

«Звезда», 18 ноября 1999 г.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: