Создание города: конкуренция за людей мыслящих

Города всегда конкурировали друг с другом, продолжают конкурировать и сегодня. Весь вопрос в том, какой дефицитный ресурс — земля, капитал или труд — является предметом конкуренции на данном этапе развития.

Очевидно, что в наших условиях дефицитным становится человеческий капитал. В самом упрощенном виде эту проблему можно рассматривать как конкуренцию за рабочую силу — за любую рабочую силу, независимо от ее квалификации. Но есть и другой срез рассуждений: в какой именно рабочей силе, а точнее — в каком человеческом потенциале заинтересован город? Чем менее квалифицированна рабочая сила, тем меньше доходов получает от нее город и тем больше расходов по ней он несет. Наиболее квалифицированная рабочая сила приносит огромные доходы, но для того, чтобы она выбрала определенный город в качестве своей резиденции, необходимы условия, которые сложно сформулировать простыми словами.

Почему люди выбирают для жизни тот или иной город? Самое простое — спросить об этом у них самих. Опросы управленческих кадров дают вполне логичные ответы на этот вопрос. Человек хочет иметь интересную и высокооплачиваемую работу, комфортную и безопасную среду обитания, возможность получения лучшего образования для своих детей, медицинских услуг для семьи — и еще что-то такое, что в общих чертах передается фразой: «Я хочу жить там, где кипит жизнь». Данный тезис вполне можно обозначить словом «культура».

Начнем с работы. Что принципиально можно изменить в городе, чтобы были созданы новые рабочие места для наиболее высококвалифицированной рабочей силы? В последнее время мы много говорим про «новую экономику», «инновационную экономику». Но, возможно, решение может быть найдено без использования этих непонятных терминов. Пойдем от рынка, от спроса. Если высококвалифицированная рабочая сила формулирует запрос на услуги образования, здравоохранения и культуры, то, быть может, самыми перспективными для «новой экономики» будут именно эти отрасли?

Образование. Вероятно, самый неудовлетворенный спрос сегодня — спрос на высшее образование. Не на дипломы, которые в стране продуцируются с избытком, а именно на образование — которым выпускники могут гордиться, которое обеспечивает их профессиональными связями, которое открывает им двери в будущее. Не в обиду будет сказано нашим вузам, которые в большинстве своем решают иную задачу, но такого высшего образования мы пока не создали. Это подтверждается и рейтингами наших вузов на мировом уровне, и социологическими опросами студентов, которые нередко остаются учиться в российских вузах только из-за отсутствия альтернативы.

Итак, спрос есть — и колоссальный. А если есть спрос, то рано или поздно появится и предложение. Те города, которые смогут создать условия для развития новых университетов — массовых или элитарных, — станут образовательными центрами, куда со всей страны будет стекаться молодежь. Люди будут получать там образование, а останутся они или уедут после окончания вуза — для города не столь и важно.

Есть и другая сторона вопроса. Как студенты сегодня жалуются на вузы, которые не устраивают их по качеству образования, так и вузы жалуются на абитуриентов. По мнению вузов, школы выпускают все меньше детей одаренных, неординарных, а зачастую и просто трудолюбивых. Для создания системы высшего образования потребуется изменение системы образования среднего, что, наверное, является предметом другого разговора.

Здравоохранение. Нет ничего столь же ценного для человека, как его здоровье и здоровье его близких. Чем обеспеченнее человек, тем больше внимания он уделяет своему здоровью, тем больше он может позволить себе для сохранения здоровья и продления жизни.

Можно предположить, что именно в эту сферу будет вложена в качестве платежей большая часть доходов высокооплачиваемого населения. Сегодня платят за комфорт — завтра начнут платить за время, то есть за увеличение продолжительности жизни. Сегодня этот растущий спрос со стороны российских клиентов удовлетворяется западными госпиталями. Тем временем российская система здравоохранения работает на потребление бюджетных средств. Это ей более выгодно, чем участие в конкурентной борьбе за клиента. Существуют лишь отдельные очаги конкуренции с западными медицинскими школами.

Можно предположить, что в ближайшие годы, в случае создания рыночной модели здравоохранения в стране или в отдельных ее регионах, начнут образовываться островки эффективной медицины, которые привлекут потребителей со всей России. В этот же фундамент закладывают кирпичи строящиеся в регионах центры высоких медицинских технологий. Это своего

рода «фабрики» по восстановлению здоровья. При правильной организации они начнут конкурировать между собой за пациентов, создавая рынок медицинских услуг.

«Город врачей», «город сердца», «город мозга» — хорошая перспектива для развития городов. Подготовка врачей для медицинских центров — отдельная тема в разделе «образование».

Культура, градостроительство, среда. Человек по праву не хочет жить в грязи и разрухе. Более того, ему важно понимать, что его жизнь не пропадает зря, что он находится в гуще ярких событий, что у него есть выбор, как распорядиться своим временем, то есть своей жизнью. Эта задача решается на уровне градопланирования, управления городом и его культурной средой.

Хороший урок преподнес всем бразильский город Куритиба, известный своей системой общественного транспорта, парками и скверами, а также системой сбора и переработки мусора. Все это создал Жайме Лернер — бывший архитектор, мэр, губернатор Куритибы. Во время посещения этого города у меня постоянно складывалось впечатление, что я чего-то не понимаю. Возникало даже ощущение подвоха.

Осматривая красивейшие парки и скверы, я задавал себе и своему окружению один прагматичный вопрос: «А где люди, ради которых созданы эти  парки? Почему их здесь нет?»

В какой-то момент Лернер отвел меня в сторону и сказал простые слова:«Парки не для того, чтобы в них люди гуляли. Парки для того, чтобы люди ими гордились». Эта мысль объясняет все, что сделал этот действительно великий человек.

Многие в мире считают, что в Куритибе созданы лучшая система общественного транспорта и одна из лучших систем сбора и переработки мусора. Возможно, это так. Но важно, что жители Куритибы именно так и думают. Сила Куритибы не в том, что сделано, а в гордости жителей за себя и за свой город.

И у нас в России нетрудно увидеть действие того же принципа. Большой театр — предмет гордости москвичей. Как часто они бывают в этом театре? Почти никогда, заядлые театралы не в счет. Но важно не то, бывают ли они в театре, а важно, что он есть. Важно, что все приезжие сломя голову туда несутся. Этого коренному москвичу вполне достаточно для осознания того, что его жизнь проходит не зря.

Но разве культура — это одно только искусство? Есть театр в городе, а есть пространство вокруг него: разрушенные дороги и газоны, презирающие пешеходов водители и повсеместное хамство.

В советские годы я работал в Берне в торговом представительстве. Так получилось, что мне пришлось стажировать приехавшего на работу водителя торгпреда. Уже на второй день я обратил внимание на то, как он прямо светится от удовольствия, пропуская на пешеходном переходе, мигнув фарами, местную старушку. Она традиционно машет ему рукой в знак благодарности, а он просто тает от самоуважения. Все просто: в Москве он уважал себя за силу, граничащую с хамством, а здесь — за вежливость. Уверен, что, вернувшись в Москву, он переключился на московский стандарт вождения в течение дня.

Несмотря на то что эти два типа поведения диаметрально противоположны, они одинаково воспроизводятся — как элементы самоутверждения и гордости. Задача культуры — создать условия для того, чтобы люди одновременно гордились собой и делали то, что доставляет радость другим.

В Перми запустили эксперимент по созданию резервных полос для общественного транспорта — сначала для трамваев, а следом для автобусов. Начали с очень ограниченного участка дороги, на котором мог быть обеспечен милицейский контроль.

Изначально мне предлагали выделить резервную полосу при помощи бетонного бордюра, как, кстати, сделано в Куритибе. Но мы уже тогда понимали, что это не вопрос правил дорожного движения. Это вопрос культуры, уважения к закону. Разделительная полоса из бетона — эффективное решение для организации дорожного движения. Нарисованная на асфальте полоса, которую никто не пересекает, — это, в будущем, повод для гордости для жителей города.

Оказалось, что полосы достаточно. Постепенно милицейские силы были сокращены и теперь используются исключительно для тренировки «отморозков». Причем эта тренировка доставляет удовольствие всем, кто следует правилам. Раньше законопослушные видели, что те, кто нарушает правила, получают некие преимущества, в том числе эмоционального плана. Сейчас, проехав по правилам, водитель замечает, как «крутому» персонажу не торопясь выписывают штраф. Нарушитель выиграл время при нарушении закона, теперь он проиграет его, стоя на обочине в ожидании общения с инспектором.

Создание полос для общественного транспорта позволяет решать еще одну задачу — подъем самоуважения людей, которые по разным причинам пользуются общественным транспортом. Они получают одобрение общества за свое решение воспользоваться общественным транспортом. Это, как ни странно, тоже повод для гордости. Словом, город, который сможет воспользоваться стремлением жителей испытывать чувство гордости, непременно станет Великим.

Цели Пермского форума. Какова функция региональной власти в развитии городов? Прежде всего, в создании конкуренции между муниципалитетами — не за доступ к бюджетному пирогу, а за людей. Во внедрении прозрачной и долгосрочной модели распределения бюджетных ресурсов, основанной на собственных налоговых источниках и подушевом финансировании.

Функция региональной власти — также в реализации и вышеназванных проектов: реформы здравоохранения и образования, проекта создания великого вуза, культурных проектов, и многих других. А еще региональная власть должна подталкивать муниципалитеты к привлечению на свою территорию внешних «мозгов» — креативных людей, которые разворачивают в городах свои личные амбициозные проекты.

Обсуждению вариантов конкуренции за людей и привлечения в команду внешних «мозгов» и был посвящен IV Пермский экономический форум.

Статья опубликована в журнале «Экономическая политика», 2008, №5
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: